Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Нина Искренко. 26 июля  (Прочитано 811 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Июль 26, 2011, 19:32:42 »

«Раньше мне казалось (давно) – ну вот никто, похоже, не понимает сути происходящего в искусстве, значит, надо написать об этом. Чистые гуманитарии слишком гуманитарны. Хотя они говорят о какой-то «науке о литературе», но как будто не понимают, что в основе любого научного подхода лежит некий закон, уравнение, формула. Сопоставление с известной степенью точности. То, что может (и должно) быть сформулировано кратко, без рассусолов. Рассусолы потом.
        Потом стало казаться, что есть другие, которые понимают, что их просто не было видно (как и меня) – о'кей, значит, истина не останется неузнанной, неухоженной, тайной. Вот пусть они, эти другие, которые собаку съели и деньги за это получают, вот пусть они и напишут, и откроют эти законы, а я могу не беспокоиться, заниматься своими стишками и прочей конкретикой, исповедуя принцип высокомерного самоуничижения.
        Теперь опять вижу – нет, не слышно что-то, чтобы кто-то говорил о структуре художественного видения как о способе симметризации пространства, вообще, в терминах симметрии не изъясняются исследователи литературы или там культурологи. По крайней мере, отечественные

 (отрывок из Дневника)



Нина Искренко принадлежала к поэтам "новой волны", язык ее поэзии необычен, она сама называла его "полистилистикой", хотя Ю. Арабов предпочитает называть его "неофутуризмом": "...внимание Нины, как и футуристов, было приковано к языку города, его окраин и "хрущоб", где язык газеты и магазинной вывески путается с пьяным говором бомжей, с языком подворотни. Как и футуристы, Нина играла со словом, с его корневой частью, находя невообразимые сближения и параллели".

Добрые гномы

Многие хотят быть с нами
Немало и таких кто против нас
Некоторые догадываются  хотя и мучительно
что мы блефуем
Но и блеф наш дорогого стоит
Большинство же по-прежнему не подозревает
о нашем существовании


Один из сборников стихов Искренко называется "Право на ошибку", и это действительно то, что она отстаивала своими стихами - право на ошибку: мысль ее стиха часто путается, ассоциативно скачет, возвращается обратно, зачеркивая предыдущую версию (зачеркнутые слова - визитная карточка поэзии Искренко), открывая читателю мышление автора как на ладони.

Он соки гнал из пианино
из пьяной вишни и шинели
На этом образном примере
мы моментально оживали
и все биндюжники вставали
и подставляли две канистры

Когда мы ели в прейскуранте
вдруг выпадала третья цифра
и сфинкс выглядывал из кофра
и клянчил пива Христа ради

Когда мы были в в продотряде стройотряде
на нас глазела вся деревня
Мы шли так медленно и ровно
как будто облаков сырые брёвна
не разъезжались под ногами
а каменели
            Будто бы нагими
мы самоутверждались и сгорали

будто бы деревья


  «Слово как таковое обладает всего тремя параметрами – звуком, начертанием и собственно «смыслом», то есть семантическим наполнением, зафиксированным в толковом словаре.
        Сопоставление слов по звуку рождает рифму – путеводную звезду русской поэзии XIX века (известную также как мимолётное виденье и гений чистой красоты). Сопоставление по смысловому номиналу выливается в метафору, переориентация на которую придала поэзии Серебряного века ощутимую «вещность» (роскошь буддийского лета в Москве с блаженствующими в чёрной оспе кольцами бульваров). Сопоставление по начертанию наименее очевидно и рождает наименее очевидную категорию – интонацию. Поставь запятую между двумя словами, убери запятую – интонация изменится. Изменится и общий смысл высказывания (по крайней мере, с некоторой вероятностью).
        Цвет в живописи есть аналог звука в стихе, фигуративность соответствует семантике, интонация разматывается в линию. Могут быть задействованы все три типа сопоставлений (по смыслу, по звуку и по начертанию, если речь идёт о тексте)

(Приближение к молитве)
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC