Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: НЕКРА́СОВ Всеволод Николаевич. 24 марта  (Прочитано 1585 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Март 24, 2011, 19:11:17 »



Литератору с литературной фамилией не позавидуешь. «Господи, еще один Некрасов!» – думают, наверно, редакционные работники и, не читая, засовывают рукопись в самый долгий ящик.

* * *
живем
словом

сложно
все это

и трамвай
тут не при чем

и при чем тут

и еще и плачем

о чем
в общем

и с таким видом

и спим

и Бог с ним
с миром


НЕКРА́СОВ Всеволод Николаевич - русский поэт. Принадлежал к поэтическому «андерграунду»; стихи, отмеченные поисками новых средств выразительности, распространялись главным образом в самиздате.
Хорошие стихи к счастью нельзя отменить, они не очень зависят от публикаторов и критиков (что те не всегда понимают). И литературную судьбу Всеволода Некрасова неприятие, видимо, сильно осложнило, но не отменило. В том особом культурном пространстве, в определившейся за тридцать лет системе связей и отношений, которую называют неофициальной литературой, второй культурой или андерграундом, своя ценностная иерархия, и Некрасов, один из самых последовательных и плодотворных новаторов, занимает там достойное место. Его влияние испытало уже несколько поколений поэтического авангарда, оно ощутимо и в практике «московского концептуализма», и в деятельности молодых поэтов-верлибристов. Без натяжек можно говорить о школе Некрасова. Но даже не это главное. Существование Всеволода Некрасова в системе андерграунда уникально. Он был одним из первых, но он остается одним из последних, то есть и сейчас Некрасов автор совершенно актуальный, неожиданный.
* * *

холодно

откроем окно

холодно

что

что небо нетоплено

небо нетоплено

на небо потянуло


Общее отношение к новаторству неоднозначно, и это отчасти можно понять. Иному новаторству не обрадуешься. Есть эксперимент разрушительный и беспощадный, который у нас, читателей и писателей, что-то отбирает, что-то нам запрещает, ничем не компенсируя запрещенное и отобранное. Но в случае Некрасова новация как раз отменяет прежний запрет и восстанавливает совершенно необходимое, но когда-то отобранное право: право сказать без необходимости сфальшивить. В какие-то периоды сознание литератора, сохранившего языковое чутье, буквально парализовало неблагополучием, спазмом немоты. Это ощущение недоступности и призрачности слова вынуждает к новациям даже авторов, по темпераменту вполне консервативных.

* * *
наверно уже не рано
верно?

и даже не то что не рано
а как-то
поздно
ладно холодно
ветрено вероятно

но ничего же не видно
темно

вот именно
темно

и кроме того
мокро
хорошо?

что хорошо
то хорошо

что плохо
то плохо


Бедные стихи. Но эта бедность дорогого стоит. Она продиктована достоинством и творческим целомудрием. Поэтика Некрасова не язык описания: автор не описывает, он находит другие, почти невербальные способы непосредственного контакта с реальностью, прямого диалога со всем существующим. Явления только называются, окликаются, но в этих возгласах как-то слышен и ответный отклик.

* * *

бом
бом
бом

открывается альбом

тили тили
тили бом

так-то вот и сгорел
дом Блока


Поэтическая речь спрямлена до стремительного разряда беззвучной мысли. До выдоха. Казалось бы: человек вдохнул – выдохнул. В промежутке уместилось стихотворение. И более того, вся неопределенность вопрошаний и утверждений получила там свое разрешение. Эти стихи как новое необходимое слово: когда оно прозвучало, уже неясно, как без него обходились. Их прямота и точность почти анонимны. Кажется, что так вздыхает время.
      Было ли в русской поэзии что-то более невесомое? более соприродное вздоху? Едва ли.
Материал:
1. статья М. Айзенберга «Второе дыхание».

« Последнее редактирование: Март 24, 2011, 19:13:33 от Тимофей Перевезенцев » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC