Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Алексей Елисеевич Крученых. 21 февраля  (Прочитано 1379 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Февраль 21, 2011, 21:24:23 »

Привет, форум.  

Алексей Елисеевич Крученых  - "Бука российской литературы", "Ужасное дитя" российского футуризма, был одним из самых радикальных и последовательных деятелей российского авангарда. Никто из футуристов не встретил такового непонимания и не подвергался таковой уничижительной критике, как Крученых. Неутомимый полемист, организатор, теоретик,издатель, он постоянно находился в эпицентре футуристической активности и самим своим присутствием эту активность создавал.



Вместе с Хлебниковым Кручёных — создатель заумного языка, практике и теории которого им посвящён ряд работ. Основным положением Кручёных является утверждение, что «мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного; поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятие), но и личным (творец индивидуален) языком, не имеющим определённого значения (не застывшим), заумным». В этом стремлении к «наибольшей выразительности, которой отличается язык строительной современности», Кручёных на первый план выдвигал близость к звуковому строю русского языка, в связи с чем отрицал предшествовавшую поэзию, в которой повторялись созвучия «пе-пе-пе-пи-пи-пи, се-се-се» и т. д., доказывал, что в «Евгении Онегине» только и слышно гнусавое «ени-ани» да пронизывающее уши «с-с-с», и утверждал, что счёт из прачечной («2 крахмальные рубахи, 3 наволочки» и т. д.) по своему стилю выше пушкинского, т. к. «на восьми строчках счёта мы видим такие резкие и звучные буквы русичей: ы, щ, крн, ф, ю, ж...»

БОЕН-КР

Дред
Обрядык
Дрададак!!!
аx! зью-зью!
зум
дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!!
фазузузу -
зумб!.. бой!.. бойма!!
вр! драx!..
дыбаx! д!
вз-з-з!..
ц-ц-ц!..
Амс! Мас! Кса!!!

ЛОПНУВШИЙ ТОРМ
                                 АЗ
- ПОСТРОЕНО ПО МЕХАНИЧЕСКОМУ
                                                     СПОСОБУ -

В Р З Н Б . . . .
              К . . . .
Ц . . . .
                    Р Ц П . . . .
                    Р Ж Г . . . .


Его творчество - крученый металлической канат, который выдержит всякую тяжесть". Но парадокс Крученых оценивали не лишь его соратники по кубофутуризму и их продолжатели -заумники. П.Флоренский, Б.Пастернак, К.Чуковский, О.Мандельштам и остальные признавали как непременно состоявшийся факт поэтические опыты Крученых либо, по меньшей мере его "патетическое и напряженное отношение к поэзии".

ГОЛОД

В избе, с потолком дыряво-копченым
Пятеро белобрысыx птенят
Широко глаза раскрыли -
Сегодня полные миски на столе дымят!..
    
- Убоинки молодой поешьте,
Только крошку всю глотайте до конца,
Иначе встанете -
Маньку возьмет рыжий леший,-
Вон дрыxнет, как баран, у соседского крыльца!..
    
Мать сказала и тиxо вышла...
Дети глотали с голодуxи,
Да видят - в котле плавают человечьи руки,
А в углу ворочаются порванные кишонки.
    
- У-оx!.. - завопили, да оравой в дверь
И еще пуще аxнули:
Там маменька висела -
Шея посиневшая
Обмотанна намыленной паклей!..
    
Дети добежали до кручи
- Недоеденный мертвец сзади супом чавкал -
Перекрестились да в воду, как зайчики, буxнули.
Подxватили иx руки мягкие...
А было это под Пасxу...
Кровь убитого к небу возносилася
И звала людей к покаянию,
А душа удушенной под забором царства небесного
Облакачивалась...


Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл «продукциями», появлялись сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (при-близительно с 1923) в собственном издании авто¬ра, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» (1930) — 150 экземпляров, раз¬множенных гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых, однако, найдена лишь часть.

1-ое МАЯ

Грузной грозою
Ливнем весенним
Расчистятся земли!
В синь
Зень
Ясь
Трель Интернационала
Иди
Рассияй
Шире улыбки первых жар
Рабочеправствие
Наш
Меж-нар-май!..

Триллианы надежд!
Миллиарды дел, событий!
Что бесчислье звезд?!—
Точность сгинула с зимой побитой!
Нам — только плясать!
Сегодня —
                      не до хилой хмури!
Пусть скажут: Китай! —
Но и там виден красный плакат!
На солнце — тоже пылают
                          революции реомюры!
Земля завертелась... красный Гольфстрем
Не остановят все инженеры Америк.
Земля запылала, жарче, чем Кремль,
Все клокочут на левый берег!
Тут и мы —
                         Лефы —
Бросаем канат!
Хватайся,
                  кто ловок и хват!..
Май тепларь!
Сегодня —
                 все надежды — «на бочку»!
Воздух от радости лопнул!
Звучи
Звучар
Во всю
                меднолитейную
                      глотку!..


«Кручёных дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словес¬ной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стрем¬ление к грубой хаотичности, к отвратитель¬ному, к дисгармонии и антиэстетизму».
 
Вольфганг Казак
Материал:
1. Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

« Последнее редактирование: Февраль 21, 2011, 21:28:16 от Тимофей Перевезенцев » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC