Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Бабич Шайхзада Мухаметзакирович. 2 января  (Прочитано 10670 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Январь 02, 2011, 11:33:21 »

Привет. Год начинается с патриотов и революционеров.  Azn
 
2 января. Башкирский поэт - Бабич Шайхзада Мухаметзакирович - классик национальной поэзии. Он автор героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость.

Родился 2 января 1895 года в деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан в семье муллы. Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира. Писать начал рано. Первые стихи («О, книга», «Несчастен я», «Наш сад», «Дождик, лей», «Жалоба» и др.) датируются 1910 годом. Первые публикации его появились в журнале «Шура» (1913). При жизни поэта был издан всего лишь один сборник стихов в Оренбурге «Синие песни. Молодой Башкортостан» (1918).

ПРИСЯГА НАРОДУ
Звенящее золотом слово
Не ради почета пою, —
Пою для народа родного
В родном златоцветном краю.
Не золота ради сверкает
Серебряным словом перо,
Пусть песня в народ проникает:
Ведь сердце его — серебро.
Не ради богатств садовода
Взрастил я цветник красоты,
А ради родного народа,
Чьи дочери словно цветы.
Не я сочинил свои песни,
Не я их насытил огнем, —
Народ мой горячий и честный
Их складывал в сердце своем!
Не жалуюсь на неудачу,
На холод студеных дорог,
О доле народа я плачу,
О том, что он слаб и убог.
Пусть жертвой безвременно лягу,
Пусть юности минет пора, —
Народу принес я присягу
Из золота и серебра!

(Перевод с башкирского Семена Липкина)

Прожил Бабич в этом бренном мире всего двадцать четыре года, или две мусели по двенадцатилетнему восточному календарю. Но его стихи, баллады, эпиграммы, фельетоны, сценическая деятельность стали историческим событием в духовной жизни нации. Первые же его произведения свидетельствуют об их неразрывной связи с башкирской действительностью, и чем дальше, тем больше крепли эти глубокие корни. Огромна заслуга талантливого поэта в том, что он поднял на новую высоту искусство слова, обогатил идейно-эстетическое содержание башкирской поэзии, неоспоримы его заслуги и в дальнейшем развитии поэтического мастерства.

О БЕДНЫХ
— Ты терпишь? Так терпи, терпи всегда и впредь,
бессильный пленник!
— Я не хочу терпеть, я не хочу скорбеть
под властью денег!
Душа моя горит, когда смотрю на вас,
на мир угрюмый.
О бедных, о рабах слагаются в рассказ
живые думы.
На шумных площадях печаль моя сильней,
ей нет предела:
Из пламени она, что горестно в моей
груди горело!
К бесправным, что бедны до гробовой доски,
познал я жалость,
И сердце юное от боли и тоски
впервые сжалось.


Своеобразнейший поэт, он вместе с тем был удивительной личностью. Еще при жизни о Бабиче ходили легенды, связанные с его творчеством и личностью. Рожденный сэсэном, Бабич в памяти одних остался мастером-юмористом, острословом, у других — сатириком, бичевавшим несправедливость, у третьих — мечтателем, Меджнуном, изнемогающим от любви к своей Лейле, у четвертых — националистом и врагом народа, у пятых — верным сыном своей нации, борцом, звавшим людей к правде и свету.

ГРЕХ И НАКАЗАНИЕ
Подбородок — на руке.
Одиноко, в уголке,
Я раздумываю думу.
Всё неясно вдалеке.
Дума давняя грустна,
Ей душа моя тесна...
Неожиданно я вздрогнул,
Пробудился ото сна.
Вижу в полузабытьи:
Словно шумные рои,
Словно марева-туманы,
Думы движутся мои.
— Ох ты грешен, —говорят, —
Погружаешься в разврат...
— Грех-то мой — песчинке впору,
Наказанье — с гору.


Такое сложное понятие, как творческий путь художника, никогда не представляет собой легкую и гладкую дорогу. Но у большого таланта рождаются произведения, определяющие этапы его роста, новые вехи его развития. Одним из таких центральных произведений Бабича является стихотворение «Моему народу», написанное в 1914 году. С этого стихотворения и началась настоящая творческая зрелость поэта. В нем особенно четко определена эстетическая программа поэта, отчетливо прослеживаются корни его творчества.
Всю свою жизнь Бабич преклонялся перед народом, который превратился в огромную его любовь, и все мысли и чувства поэта были неотделимы от этого.
Творчество поэта этого периода — не просто вереница лет, они напоминают собой своеобразную лестницу, которая вела к расширению кругозора поэта, укреплению его убеждений. Если 1914 год поэт встретил с высоким стремлением «Ради народа!», то в 1915 году он обращается к современникам с призывом «Ради счастья проведи отныне жизнь свою короткую в борьбе!». В 1916 году в известных стихотворениях «Жду», «Для кого?» устремления поэта приобретают еще большую жизненность и остроту.

Я ЖДУ
Пройду ли по травам башкирского края, —
Душа устремится в полет.
Услышу ли издали песню курая, —
Мое существо запоет.
Взберусь ли к дубравам башкирских нагорий, —
Мне чудный откроется мир.
Но княжество смерти, но темное горе
Я вижу в селеньях башкир.
Живые покойники тлеют в могилах,
Их боли не слышится крик,
Но скорбную повесть о селах унылых
Несут нам Сакмар и Яик.
И сам я не знаю, кого проклинаю,
Когда на Урал я смотрю.
Настанет ли время башкирскому краю
Узнать и увидеть зарю?
И кажется, будто великий и строгий,
Мне чутко внимает Урал,
И кажется, будто исчезли тревоги,
И день засверкал, заиграл.
Мне кажется: песня летит издалека,
Летит, чтоб развеять беду,
И верю: дождусь я желанного срока, —
И верю, и плачу, и жду!


В этот мир наш великий поэт Шайхзада Бабич словно явился для того, чтобы, пожертвовав собой, воплотить в себе светлые надежды башкирского народа, неустанные поиски его ума, его силу и вдохновение, талант и щедрость, свободолюбивую натуру, его взлеты и крушения на путях истории, его страдания в окружении коварства, зависти, его неутоленную жажду счастья!

Материал:
1.   Равиль Бикбаев «КРЫЛАТЫЙ БАБИЧ»
2.«Чтобы дрогнуло сердце башкира…»  Шайхзада Баби
ч
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC