Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: 16 декабря. Джордж Сантая́на  (Прочитано 896 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Декабрь 16, 2010, 16:36:31 »

"Завещание поэта"

Земле верну заём, чтоб сохранила:
всё в борозду, ничто в могилу;
свеча потухла-- край вигильи духа;
взор, здесь замри-- виденью ход, где глухо.
Я оставляю вас, но ,в многозвучье
смешливым эхом слышен буду лучше,
взываю к небу. Изгнан из науки,
свободен я, оставив мира туки.
Не тронут фурией,-- был Фатум добр,--
ступал я в разума святой чертог;
Кем, где когда, зачем я б ни бывал--
надежды, страха и зависти не знал.
Я к старой правде шел сквозь бурелом,
к ней дружба зрела в приступе хмельном;
а смех небес ронял с её могучих крыл
мой плач посмертному, что столь любил.
Гармонии полей и облаков,
души и плоти мой псалом-поклон,
и да музы`ка сфер и вольный ветер
его, несовершенного, расцветят.

(перевод с английского Терджимана Кырымлы)

Его называют американским философом испанского происхождения.  Джордж Сантая́на
Сохраняя всю жизнь испанское гражданство, Сантаяна писал по-английски, вырос и получил образование в США и считается прежде всего принадлежащим к американской культуре, хотя большую часть жизни провёл в различных странах Европы.



Философия Сантаяны имела гуманистическую направленность. Согласно Сантаяне, основная задача философии должна состоять не в объяснении мира, а в выработке «моральной позиции» по отношению к нему.
Главная мысль философии Сантаяны заключается в том, что наиболее совершенное отношение человека к миру есть эстетическое отношение и уровень развития общества определяется не производством материальных благ, а количеством энергии, потраченной на «украшение жизни и культуру воображения». Философ был убеждён, что «в науке имеется всепроникающий, неизбежный и изменчивый элемент поэзии… Наука является мысленным аккомпанементом искусства». В «Жизни разума» он рассматривал науку,искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой. Сантаяна считал, что «сама природа влечёт за собою свой идеал и что прогрессивная организация иррациональных импульсов творит рациональную мысль».
В области политической философии Сантаяна был сторонником идеи «элиты» в противовес идее демократии.

W.P.

Ты унесла с собою часть мою,
Ведь в том лесу, где моих мыслей клад,
Деревья, потерявшие листву,
Надеть не смогут прежний свой наряд.
Покорность в изобилии дорог,
В домах простых, тепле перед огнем.
Найти другой такой же я б не смог,
И я быстрей старею с каждым днем.
Но до сих пор я в памяти храню
Дар милосердья, сердца легкий пыл
И дорогую теплоту твою,
Чей вздох всю жизнь мою обогатил.

Какая ж больше часть? Во мне твоя,
Иль та, что ты с собою унесла?

(Перевод М. загребельная)

Говоря об американском характере в целом, о "типичном американце", Сантаяна понимает, что представленный им портрет схематичен, а полученный образ мифичен. Однако, этот символический "типичный американец" схож с миллионами американцев, и, несмотря на их различия, он отражает имеющееся единообразие. "Это идеалист, занимающийся делом". Этим коротким предложением Сантаяна попадает в точку при описании и формулировании того, кто есть "типичный американец". Идеализм американца очевиден в его приверженности идеалам, которые он истолковывает в терминах построения лучшего будущего для себя и своих потомков.

Сонет 29

Чем ты богат, чтоб бедным звать меня?
Иль чем доволен, чтобы грустным видеть?
Скажи, чем так ты счастлив у огня?
Земле ль внимаешь, небеса предвидя?
На рай надеюсь после света звезд
И новостей, еще отцов видавших.
Нет злей сомненья, что с ума сведет,
Любви нет ярче, чтоб быть настоящим.
С насущным хлебом веру и покой
Благословляю. Вы меня хранили.
И до сих пор я говорю душой.
Я счастлив: сердце, дух мой силой жили.
И, родственник лежащим под землей,
Спокойно направляюсь я к могиле.


С одной стороны, философия Джемса признавала самые различные точки зрения одинаково ценными, с другой - Джемс был типичным американцем: он верил в будущее, хотя и не знал, каким оно будет; он был предан той наставнической задаче академического философа, которая требовала от него быть руководителем и нас-тавником молодых студентов. Он разделял "ценности либерализма. Он принадлежал к левым, а, как говорят в Испании, левое - это сторона сердца, в то время как правое - это сторона печени. В его философии было гораздо больше крови, нежели желчи. Он был одним из старших американцев, которые были встревожены признаками социальной и церковной тирании".
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2010, 16:38:55 от Тимофей Перевезенцев » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC