Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Чавайн Сергей Григорьевич. 6 октябрь.  (Прочитано 12959 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Октябрь 06, 2010, 16:56:17 »

    Всем привет.  6 октября. Сегодня не совсем стандартный день, для рубрики, потому как, сегодня я расскажу о поэте, но стихов его почти не будет. Все дело в том, что творчество этого поэта на русском языке почти не изучено, но, по мнению исследователей: «он сделал значительный вклад в дело сближения марийской литературы с русской литературой и культурой». Действительно, проведя несколько часов в «паутине», я  нашел всего один его стих. Итак, сегодня день - Чава́йна Серге́я Григо́рьевича марийского поэта и драматурга, одного из основоположников литературы народа мари.



Сначала хотелось бы рассказать об этом удивительном и малочисленном народе, так, небольшое отклонение от темы, но мне было интересно. По данным переписи населения 2002 года, количество марийцев составляет 604 298 человек. Почти вся территория республики Марий Эл покрыта лесами, большая часть территории — заболоченная низменность, на востоке — холмы Вятского Увала. Основные реки — Волга и ее левые притоки: Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага.
В течение длительного периода эта территория была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому марийцы попадали в зависимость то от Хазарского Каганата, то от Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству и с этого времени судьба народа мари тесно переплелась с историей России. Марийцы — единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство. Многие марийцы молятся в священных рощах, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины.
Самое большое благо для Мари — чувствовать, что Я — неотъемлемая часть Бога и ощущать единство с ним. Счастье возможно только в гармонии с Богом. Красной нитью проходит эта идея через всю культуру Мари — зодчество, одежду, обряды, музыку, целительство, кулинарию, охоту, земледелие. Марийцы, пожалуй, единственный европейский народ, который прошел все этапы развития цивилизации, не растеряв свою древнюю самобытность, мировоззрение, философию, язык, культуру.


    Чайван, для народа мари, один из основоположников литературы. Автор стихов, рассказов, повестей, пьес, многочисленных переводов из русской классики (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. В. Гоголь, М. Горький и др ). Творчество Чавайна, поистине национального и одновременно интернационального писателя, неразрывно связано
с русской литературой и культурой. Известно, что в своем оригинальном творчестве на родном языке он был продолжателем пушкинско-лермонтовских традиций.
     Отец его - Григорий Михайлов - был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта - Татьяна Анисимовна - была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.
    Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. Успешно окончив сельскую школу, Сергей Чавайн в 1904 году поступает учиться в Казанскую учительскую семинарию. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.
      2 декабря 1905 года он написал стихотворение "Роща", проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии.

Роща

Есть в нашем крае роща тихая одна,
На берегу большого озера она,
Деревья там раскидистей
раскидистых растут,
В густой листве там распевают соловьи,
Там к озеру, журча, ручей стремит струи,
Там и трава любой травы свежей,
Там и цветы любых цветов нежней.
Им отдана любовь моя.
Того, кто рубит рощу, проклинаю я.


   Он был верным и искренним другом своего читателя, певцом свободы, борцом за народное счастье. Творческий путь Чавайна - это постоянное повышение чувства своей ответственности перед читателем, это путь постоянного совершенствования.  От его творческой школы брали эстафету все последующие поэты и писатели.
    Именем Чавайна названы улицы в нескольких населённых пунктах, например, в Йошкар-Оле – бульвар Чавайна. В республике Марий Эл национальная библиотека, носит имя Чавайна.
В деревне Чавайнур, созданной С. Г. Чавайном вместе с жителями деревни Малый Карамас, находится мемориальный дом-музей писателя, который популярен среди туристов.

       



Материал:
1. Васин К.К. С.Г. Чавайн. Жизнь и творчество. Йошкар-Ола,
1987. С. 28.
2. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997

« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2010, 21:39:58 от Тимофей Перевезенцев » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC