Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Алексей Константинович Толстой. 5 сентября.  (Прочитано 3545 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
черсков
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 7
Стихотворений: 85
Всего сообщений: 2041


Как это трогательно...


« Ответ #2 Тема: Октябрь 28, 2011, 20:32:19 »

Из всего вышеперечисленного читал только "Князя Серебряного" - большое впечатление произвела книга в детстве.
Записан
belsova
Посетитель

Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Женский
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 0
Всего сообщений: 7

Окно мое высоко над землею...


« Ответ #1 Тема: Октябрь 27, 2011, 14:05:41 »

Я тоже поклонница его творчества, хотя, пожалуй, больше люблю  трилогию о Борисе Годунове и роман "Князь Серебряный"... И - редкий для меня случай - у АКТ я принимаю даже сюжетные стихи, баллады. Мне очень нравится его баллада о Ваське Шибанове и Иване Грозном. Ну, там, где... помните, Маяковский  еще шутил :"Шибанов молчал из пронзенной ноги." Впечатляющее произведение! Не у ВВМ, а у АКТ!
Записан

Говори так, чтобы я увидела тебя !

Тимофей Перевезенцев
Модератор форума
Завсегдатай форума
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 5
Всего сообщений: 469


Человек из Кемерово...


« Тема: Сентябрь 05, 2010, 05:58:13 »

   Всем привет. Сегодня день великого человека – графа, из села Красный Рог Брянской области,  русского поэта,  драматурга, прозаика, Алексей Константиновича Толстого.



Я люблю тот ручей, я люблю ту страну...

Бор сосновый в стране одинокий стоит;
В нем ручей меж деревьев бежит и журчит.
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.
«Приходи вечерком в бор дремучий тайком,
На зеленом садись берегу ты моем!
Много лет я бегу, рассказать я могу,
Что случилось когда на моем берегу;
Из сокрытой страны я сюда прибежал,
Я чудесного много дорогой узнал!
Когда солнце зайдет, когда месяц взойдет
И звезда средь моих закачается вод,
Приходи ты тайком, ты узнаешь о том,
Что бывает порей здесь в тумане ночном!» —
Так шептал, и журчал, и бежал ручеек;
На ружье опершись, я стоял, одинок,
И лишь говор струи тишину прерывал,
И о прежних я грустно годах вспоминал.


   Творчество Толстого весьма разнообразно и носит на себе отпечаток щедрого,  оригинального таланта с  "лица необщим выраженьем". Все  лучшее  из  его  писательского  наследия  продолжает  оставаться  живым литературным явлением и  для  современных читателей,  по-настоящему волнуя и трогая,  вызывая то чувство внутренней радости или легкой грусти,  то гнев и негодование, то ироническую усмешку или взрыв уничтожающего смеха. Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял.

* * *
Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами —
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

 
   В целом для лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и бразов, и звучание их совсем не мажорное; преобладающая в них тематика — «тоска-кручина», заедающая век «добра молодца». С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями (сам стих в них подчеркнуто «литературен»: трехсложные и — реже — двухсложные силлабо-тонические размеры, одинаковые строфы с правильной рифмовкой).

Суд

Как лежу я, молодец, под Сарынь-горою,
А ногами резвыми — у Усы-реки.
Придавили груди мне крышкой гробовою,
Заковали рученьки медные замки.
Каждой чёрной полночью проползают змеи,
Припадают к векам мне и сосут до дня...
А и землю-матушку я просить не смею —
Отогнать змеёнышей и принять меня.
Лишь тогда, как исстари, от Москвы Престольной
До степного Яика грянет мой Ясак —
Поднимусь я, старище, вольный иль невольный,
Да пойду гулять по водам я — матёрый казак.
Две змеи заклятые к векам присосутся
И за мной потянутся чёрной полосой...
По горам, над реками города займутся,
И година лютая будет мне сестрой.
Пронесутся знаменья красными столбами,
По земле протянется огненная верфь,
И придут Алаписы с песьими главами,
И в полях младенчики поползут, как червь.
Задымятся кровию все леса и реки,
На проклятых торжищах сотворится блуд...
Мне тогда змеёныши приподнимут веки…
И узнают Разина. И начнётся суд.


   Он  чувствовал себя социально одиноким и  называл себя "анахоретом" (письмо к  Стасюлевичу от  22  декабря 1869 г.).  Глубокой тоской веет от  одного из его писем 1869 года.  "Если бы перед моим рождением, - с болью писал он Маркевичу, - господь бы сказал мне: "Граф!  выбирайте народ,  среди которого вы хотите родиться!" - я бы ответил ему:  "Ваше  величество,  везде,  где  вам  будет  угодно,  но  только не  в России!"...  И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей  истории до  проклятых монголов...  мне  хочется броситься на  землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам богом!"
     Горькие  слова  Толстого  перекликаются с  известными словами  Пушкина: "Черт догадал меня родиться в  России с  душою и с талантом!" (письмо к жене 18  мая  1836  г.).  Эти  слова  Толстого  (как  и  слова  Пушкина) вызваны, разумеется,  прежде всего его глубоким недовольством социально-политическими условиями русской жизни.

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

                  1
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
         Против течения?»
                  2
Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звезды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
         Против течения…


   Толстой  придерживался  идеалистического  понимания  сущности  и  задач искусства.  Искусство для  него -  мост между этим,  земным миром и  "мирами иными",   а   источником   творчества  является   "царство   вечных   идей", "первообразов".  Интуитивное и  целостное познание мира,  недоступное науке,
иррациональность,  независимость от злобы дня -  вот,  в понимании Толстого, черты подлинного искусства.  "Искусство не  должно быть средством...  в  нем самом  уже  содержатся  все  результаты,   к   которым  бесплодно  стремятся приверженцы утилитарности", - писал Толстой.

Материал:
1.   «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990.
2.   И. Ямпольский  «Толстой Алексей Константинович» 1963г.
« Последнее редактирование: Сентябрь 05, 2010, 06:01:29 от Тимофей Перевезенцев » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC