Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Основы стихосложения для всех  (Прочитано 417 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владислав
Администратор
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений критики: 37
Стихотворений: 35
Всего сообщений: 2365



« Тема: Февраль 17, 2016, 12:41:32 »

Упрощенно, стихотворение – это способ передачи информации автором читателю, а поэтические приемы – инструментарий краткого, емкого и эффективного донесения информации до сознания.

Если попытаться дать более полное академическое описание – у меня получилось вот так:
Стихотворение – это авторское осмысленное умозаключение (логически оформленный конечный или промежуточный результат мышления) относительно какого-либо явления, выраженное с помощью образов в соответствии с требованиями к стихотворной форме.

Под явлением, здесь и в целом в философии, понимается все «сущее и происходящее», все что может быть осмысленно и передано в виде текста. Чувства, объекты, субъекты, процесс и результат их взаимодействия: любовь к детям, красивый закат, падение муравья с макушки дерева, самолюбование, труд, электричество и даже пожухлая картошка – все это явления, которые существуют - их сущность и предназначение могут быть осмыслены человеком и переданы в виде информации другому.

Кто-то, столкнувшись с явлением пройдет мимо, кто-то зафиксирует особенность, а для кого-то это будет событие для изучения и познания причинно-следственных связей. Способность обращать внимание на явления – это талант наблюдения, способность видеть явление шире, по-иному и «докапываться» до сути – талант познания. Каждый из нас сталкивается с явлениями ежедневно, для обычного человека - это составляющая часть его жизни…

                 … а для людей, имеющих страсть к писательству – это муза  Smiley

Сочетание талантов наблюдения, познания и выражения – это писательский талант, дополнение этого комплекта талантом стихосложения дает поэтический талант.

Талант выражения – это способность точно донести явление во всех его гранях более кратко и емко, нежели описать или дать определение. Одно и то же явление может быть донесено по-разному:

«он испытывал чувство верности и непоколебимой приверженности, основанное на любви, проявляемое вне зависимости от сложности обстоятельств и окружения»

или

«он был по-собачьи предан».

Первое изъяснение, несмотря на его и так немалый объем, можно и далее дополнять – готовность к самопожертвованию, принятие как есть и т.д.; второе в пояснениях не нуждается. Первое – это описание явления, второе – выражение.

Инструментами выражения являются поэтические приемы (метафора, сравнение, противопоставление и др.) – они сокращают количество букв и увеличивают содержательность. Отсутствие образов делает речь обыденной и скудной, из-за чего она перестает быть поэтической; насыщение образами делает стихотворение многоплановым, позволяет показать величие простых вещей и простоту сложных.

В идеальном мире равных талантов процесс создания стихотворения состоял бы из последовательных этапов:

обнаружение явления --> всестороннее изучение --> осознание предпосылок, последствий и взаимосвязей с другими явлениями --> подбор образов и средств выражения --> облачение в стихотворную форму

... но к счастью, иначе бы мы имели дело с идеальными, но однообразными стихотворениями, люди обладают перекосом талантов в сторону одного (или группы) этапов необходимых для стихосложения. Благодаря этому мы имеем разнообразие и индивидуальность Брюсова, Пушкина, Ломоносова, Асадова, Есенина и тысяч других.

Поэт может начать строить стихотворение с любого этапа – с четкого содержания, удачного образа или просто красивой рифмы. Если представить, что стихотворение - это дом, началом может быть, как подбор земли и проект здания, так и сразу обустройство просторной гостиной с винтажными шторами или уютная детская кроватка с нежно-розовым балдахином, колыхаемым весенним утренним ветром. Начало может быть любым, но если в финале у здания нет фундамента, крыши или окон - увы это недострой.

Целое или частное явления обратившее на себя внимание и есть, то самое вдохновение.
Явление одновременно самодостаточно, независимо и взаимосвязано со всем сущим – в зависимости от остроты поэтического зрения можно обнаружить себя наблюдателем, участником или творцом. Словно свет дверного глазка в темноте - ты решаешь смотреть в глазок, приоткрыть дверь, войти или снести…

                     … и от этого выбора зависит полнота содержательной части стихотворения.


Публикации на связанную тему:
Критика и критиканство http://forum.poets-club.ru/index.php?topic=3525.msg48873#msg48873 - отличия одного от другого
« Последнее редактирование: Май 27, 2016, 10:42:56 от Владислав » Записан

Стихосложение - это не "что" вижу и чувствую, а "как"! (с)
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC