Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: ВИДЫ И СТИЛИ СТИХОВ. ОБРАЗЦЫ СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРОВ.  (Прочитано 77884 раз) 2 благодарят за тему
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Анатолий Михайлович Голубев
Мне сегодня хочется под солнышком ворочаться.
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 136
Стихотворений: 772
Всего сообщений: 6072



« Ответ #4 Тема: Ноябрь 28, 2014, 23:22:51 »

Всё таки не мешает читать!
        Почитал ещё немножко...
Записан

Мысль , рождённая разумом, вечно несёт свою энергию через пространство и время. (АМГ)
Анатолий Михайлович Голубев
Мне сегодня хочется под солнышком ворочаться.
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 136
Стихотворений: 772
Всего сообщений: 6072



« Ответ #3 Тема: Июль 04, 2013, 23:17:35 »

Спасибо, Марина! Чтобы я делал ьез Вас!
Всё таки не мешает читать!
Записан

Мысль , рождённая разумом, вечно несёт свою энергию через пространство и время. (АМГ)

Сергей Сошин
Долгожитель форума
****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 33
Всего сообщений: 511


« Ответ #2 Тема: Июль 02, 2013, 18:09:55 »

Спасибо, Марина! Чтобы я делал ьез Вас!
Записан
Анатолий Михайлович Голубев
Мне сегодня хочется под солнышком ворочаться.
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 136
Стихотворений: 772
Всего сообщений: 6072



« Ответ #1 Тема: Июль 01, 2013, 22:30:30 »

 Ага, пробежал... Когда то многое было трудновато найти, да и ...
Записан

Мысль , рождённая разумом, вечно несёт свою энергию через пространство и время. (АМГ)
MARINA
Модератор форума
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений критики: 90
Стихотворений: 305
Всего сообщений: 4004



« Тема: Май 23, 2012, 22:09:07 »

ВИДЫ СТИХА - I

Народное стихосложение - русская устная народная поэзия. Различают три вида:

 1) Говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раешный стих);

 2) Речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих, с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик.

 3) Песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом.

 Имитация под народный стих - чистый метр встречается редко (например, «Песня о купце Калашникове»).

Логаэды – стихи с использованием стихотворного размера с упорядоченным явлением пропуска безударного слога, как правило, на четных стопах, то есть образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Часто античные логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

( 0 - безударный слог, 1 - ударный слог)

 Что ты за-во-дишь пес-ню во-ен-ну
 1 0 0 / 1 0 / 1 0 0 / 1 0 - дактиль и хорей
 Флей-те по-доб-но, ми-лый сне-гирь?
 1 0 0 / 1 0 / 1 0 0 / 1
 (Г. Державин)

 Се-год-ня дур-ной день:
 0 1 / 0 0 1 / 1
 Куз-не-чи-ков хор спит,
 0 1 / 0 0 1 / 1
 И сум-рач-ных скал сень
 0 1 / 0 0 1 / 1
 Мрач-ней гро-бо-вых плит.
 0 1 / 0 0 1 / 1
 (О. Мандельштам)

 По хол-мам — круг-лым и смуг-лым,
 0 0 1 / 1 0 / 0 1 0
 Под лу-чом — сильным и пыльным,
 0 0 1 / 1 0 / 0 1 0
 Сапожком — робким и кротким —
 0 0 1 / 1 0 / 0 1 0
 За плащом — рдяным и рваным,
 0 0 1 / 1 0 / 0 1 0
 (М. Цветаева)


Анакруза - метрически слабое место в начале стиха перед первым ударным слогом, обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
 В хорее и дактиле анакруза равна нулю (нет перед ударным слогом безударного), в ямбе и амфибрахии – единице, в анапесте – двум. В правильно сложенных в метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема. Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное ударение ("Швед, русский колет, рубит, режет..."
 А.С. Пушкин).
 Если анакруза - это безударные слоги перед первым ударением в стихе, то эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего ударения.

 Зи-ма!... Кресть-я-нин тор-жест-ву-я,
 01/01/00/01/0
 На дров-нях об-нов-ля-ет путь;
 01/00/01/01
 Е-го ло-шад-ка снег по-чу-я,
 01/01/00/01/0
 Пле-тёт-ся рысь-ю как-ни-будь...
 01/01/00/01
 (А. Пушкин)

 Вариация анакруз – последовательное чередование стихов с разными размерами.

 Хоть счас-тье зем-но-е и мень-ше в сто раз,
 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 -амфибрахий
 Но мы зна-ем, ка-ко-е о-но.
 0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 -анапест
 (М. Лермонтов)

 * * *
 Ру-сал-ка плы-ла по ре-ке го-лу-бой,
 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 - амфибрахий
 О-за-ря-е-ма пол-ной лу-ной;
 0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 - анапест

 И ста-ра-лась о-на до-плес-нуть до лу-ны
 0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 - анапест
 Се-реб-рис-ту-ю пе-ну вол-ны.
 0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 - анапест
 (М. Лермонтов)

 Гу-бы мо-и при-бли-жа-ют-ся
 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 – дактиль
 К тво-им гу-бам,
 0 1 / 0 1 - ямб
 Та-ин-ства сно-ва свер-ша-ют-ся,
 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
 И мир как храм.
 0 1 / 0 1
 (В. Брюсов)


Пентон (пятисложник Кольцова) – (схема: 0 0 1 0 0 ) стихотворный размер с третьим слогом, постоянно ударным, а четвёртым – постоянно безударным (константные места в стихе). Употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

 Не шу-ми ты, рожь,
 0 0 1 0 1
 Спе-лым ко-ло-сом!
 1 0 1 0 0
 Ты не пой, ко-сарь,
 0 0 1 0 1
 Про ши-ро-ку степь!
 0 0 1 0 1
 (А. Кольцов)

Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - русский шестистопный ямб с цезурой после шестого слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

 Над-мен-ный вре-мен-щик, и под-лый и ко-вар-ный,
 0 1 / 0 0 / 0 1 / / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
 Мо-нар-ха хит-рый льстец и друг не-бла-го-дар-ный,
 0 1 / 0 1 / 0 1 / / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
 Не-ис-то-вый ти-ран род-ной стра-ны сво-ей,
 0 1 / 0 0 / 0 1 / / 0 1 / 0 1 / 0 1
 Взне-сен-ный в важ-ный сан про-ныр-ства-ми зло-дей!
 0 1 / 0 1 / 0 1 / / 0 1 / 0 0 / 0 1
 (К. Рылеев)

 Мой голос для тебя и ласковый и томный
 Тревожит поздное молчанье ночи темной.
 Близ ложа моего печальная свеча
 Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
 Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
 Во тьме твои глаза блистают предо мною,
 Мне улыбаются - и звуки слышу я:
 Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
 (А. Пушкин)


Цезура – постоянная пауза в стихе

Гекзаметр - шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

 / / - цезура

 Примеры схем:
 1 0 0 1 0 0 1 / / 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0
 1 0 0 1 0 0 1 0 / / 0 1 0 0 1 0 0 1 0

 Гнев, бо-ги-ня, вос-пой А-хил-ле-са, Пе-ле-е-ва сы-на,
 Гроз-ный, ко-то-рый а-хе-я-нам ты-ся-чи бед-ствий со-де-лал:
 (Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

Пентаметр - фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не употреблялся.
 Схема: 1 0 0 1 0 0 1 / / 1 0 0 1 0 0 1

Элегический дистих – сочетание гекзаметра (первый стих) и пентаметра (второй).
 Слы-шу у-молк-нув-ший звук бо-жест-вен-ной эл-лин-ской ре-чи
 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 / / 1 0 0 / 1 0 0 / 0 1 - гекзаметр
 Стар-ца ве-ли-ко-го тень чу-ю сму-щен-ной ду-шой.
 1 0 0 / 1 0 0 / 1 1 / / 0 0 1 / 0 0 1 - пентаметр

ВИДЫ СТИХА – II


Доля (такт) - сочетание сильных и слабых мест; единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

Дольник (тактовик) - стих начинает делиться не на стопы, а на доли; это размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольник. Считаются не все ударения в словах, но только ударные места в стороке.

 Формула дольника:
 2 ≥ x ≥ 0, где х – слабые места в стихе.

Трёхударный дольник:

 Были святки кострами согреты,
 И валились с мостов кареты,
 И весь траурный город плыл
 По неведомому назначенью,
 По Неве иль против теченья,
 Только прочь от своих могил.
 (А. Ахматова)

 Его схема (цифры показывают количество безударных долей между ударными, обозначаемыми знаком «равно» (=)):
 2 = 2 = 2 = 1
 2 = 2 = 1 = 1
 2 = 2 = 1 =
 2 = 2 = 2 = 1
 = 2 = 1 = 2 = 1
 2 = 1 = 2 =

Четырёхударный дольник:

 Девушка пела в церковном хоре
 O всех усталых в чужом краю,
 O всех кораблях, ушедших в море,
 O всех, забывших радость свою.
 (А. Блок)

 Схема:
 = 2 = 2 = 1 = 1
 1 = 1 = 2 = 1 =
 1 = 2 = 1 = 1 = 1
 1 = 1 = 1 = 2 =

Акцентный стих (или чисто тонический, или ударный стих) — стихотворный размер, самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. Строки могут быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно, но их больше, чем два (иначе это дольник).
 Формула акцентного стиха (чисто тонического):
 0 ≤ х ≤ n, где х – слабые места в стихе, n – любое положительное число.

Четырёхударный акцентный стих:

 Армия пролетариев, встань стройна!
 Да здравствует революция, радостная и скорая!
 Это — единственная великая война
 Из всех, какие знала история.
 (В. Маяковский)

 Схема:

 =4=2=1=
 1=4=2=4=2
 =2=5=3=
 1=1=2=2=

Аллитерационный стих – принадлежа к категории акцентного стиха, отличается от него системой обязательных звуковых повторов, расположенных в определённых местах стиха. Например, в древнегерманском стихосложении характерной была «горизонтальная» аллитерация; количество слогов в стихе от ударения до ударения – произвольное. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» (анафорическая) аллитерация стиха.

 Бугристы берега, благоприятны влаги,
 О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
 О, грады, где торги, где мозгло-круглы браги…
 (М. Ломоносов)

 Схема:
 =4=3=1=1
 1=1=3=2=1
 1=3=3=1=

Холостой стих - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания.

 Я, к мачте прислонясь, стоял,
 За валом вал считая,
 Корабль летит вперёд быстрей, -
 Прощай, страна родная!
 (Г. Гейне)

 Травка зеленеет,
 Солнышко блестит,
 Ласточка с весною
 В сени к нам летит.
 (А.Н. Плещеев)

 * * *
 От германского поэта
 Перенять не в силах гений,
 Могут наши стихотворцы
 Брать размер его творений.

 Пусть рифмует через строчку
 Современный русский Гейне,
 А в воде подобных песен
 Можно плавать, как в бассейне...
 (Д. Минаев)

 Зарыться бы в свежем бурьяне,
 Забыться бы сном навсегда!
 Молчите, проклятые книги!
 Я вас не писал никогда!
 (А. Блок)

 Нет не сдамся: папа-мама,
 Дратва-жатва, кровь-любовь,
 Драма-рама-панорама,
 Бровь, свекровь-морковь... носки!
 (Саша Чёрный)

Безрифменный стих – исторический предшественник белого стиха, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась.

 О том, что ждёт нас, брось размышления,
 Прими, как прибыль, день нам дарованный
 Судьбой, и не чуждайся друг мой,
 Ни хороводов, ни ласк любовных.
 (Гораций)

Белый стих – стих без рифм, но при неизменной метрической организации. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью. Белые стихи, в отличие от безрифменных - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.

 В ка-ком го-ду – рас-счи-ты-вай,
 01/01/01/00 - ямб
 В ка-кой зем-ле – у-га-ды-вай,
 01/01/01/00
 На стол-бо-вой до-ро-жень-ке
 00/01/01/00
 Сош-лись семь му-жи-ков…
 01/01/00
 (Н. Некрасов)

 Сяду я за стол да подумаю:
 Как на свете жить одинокому?
 Нет у молодца молодой жены,
 Нет у молодца друга верного.
 (А. Кольцов)

 Во тьме ночной явилась буря;
 Сверкал на небе грозный луч;
 Гремели громы в чёрных тучах,
 И шумный дождь в лесу шумел...
 (Н. Карамзин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - III


Аллитерация - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
 "Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

 Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
 Величавый возглас волн.
 Близко буря. В берег бьется
 Чуждый чарам черный чёлн…
 (К. Бальмонт)

 Ужа ужалила ужица,
 Ужу с ужицей не ужиться.
 Уж уж от ужаса стал уже -
 Ужа ужица съест на ужин.

Аллюзия - намёк посредством похоже звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).

Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:

 Причешите мне уши.
 (В. Маяковский)

Амплификация - стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности с помощью однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних фраз и выражений, не обязательных для содержания, приводит к обратному эффекту, когда А. теряет свою выразительную силу и придаёт сочинению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.

 Но дыханием моим,
 сердцебиеньем,
 голосом,
 каждым остриём вздыбленного в ужас волоса,
 дырами ноздрей,
 гвоздями глаз,
 зубом, искрежещенным в звериный лязг,
 ёжью кожи,
 гнева брови сборами,
 триллионом пор,
 дословно –
 всеми порами…
 в осень,
 в зиму,
 в весну,
 в лето
 в день,
 в сон
 не приемлю,
 ненавижу это
 всё.
 (В. Маяковский)

Амфиболия - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

Стык, подхват (анадиплосис) - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается предыдущий. Стык представляет собой соединение эпифоры с анафорой, фигуру обратную по своему строению кольцу
 (эписиналефа).

 Голова болит, мало можется,
 Мало можется, нездоровится…

 Стык может быть чисто звуковым:

 Я знаю, нежного Парни
 Перо не модно в наши дни.
 (А.Пушкин)

 И состоящим из группы слов:

 О весна, без конца и без края,
 Без конца и без края мечты.
 (А. Блок)

Кольцо (эписиналефа) - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

 Напрасно!
 Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
 И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
 Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
 Напрасно!
 (А. Фет)

Анаколуф - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер", "Ни совести ни грамма", «Признаюсь, удивился, как «обухом по голове»…

Апострофа - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

 Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
 Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
 И сердце под рукой теперь больней и ближе,
 И чувствую сильней простое слово: друг.
 (С. Есенин)

Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.

 Ночь, улица, фонарь, аптека,
 Бессмысленный и тусклый свет.
 Живи ещё хоть четверть века –
 Всё будет так. Исхода нет.

 Умрёшь – начнёшь опять сначала,
 И повторится всё, как встарь:
 Ночь, ледяная рябь канала,
 Аптека, улица, фонарь.
 (А. Блок)

Антитеза - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

 Ты богат, я очень беден;
 Ты прозаик, я поэт;
 Ты румян, как маков цвет,
 Я, как смерть, и тощ и бледен.
 (А. Пушкин)

Мнимая антитеза - категорическое противопоставление, оказывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна пуста, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.

Антономазия (прономинация) – употребление собственного имени вместо нарицательного и наоборот: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки, чаще всего ударные гласные: «красивая–неугасимая», «сказал–глаза», «орлами–парламент». А. часто встречаются в народной поэзии: «кума-куда».

 У наших ушки на макушке,
 Чуть утро осветило пушки
 И леса синие верхушки –
 Французы тут как тут
 (М. Лермонтов)

 Поэзия! Греческой губкой в присосках
 Будь ты, и меж зелени клейкой
 Тебя б положил я на мокрую доску
 Зелёной садовой скамейки.
 (Б. Пастерник)


Антифраз - употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

 ...Вот первый.
 Талант! У него всё по плану.
 Он опусы круглые сутки крапает.
 Он выбрал девиз: ни дня без романа!
 И мысли за строчками не успевают.
 Как светоч, как башня водонапорная,
 Он знает, что нужно стране и народу:
 Сегодня в цене - вода и снотворное,
 И он подаёт эту воду!
 Второй.
 Самородок. Мыслей гигант.
 Он автор всего: от романов до песенок;
 Его голова как огромный сервант
 Напичкана всякой словесной плесенью.
 Творчество он заменил плагиатом
 И, величайшим владея даром,
 Из разных книжонок стругает салаты
 И жадно считает свои гонорары...
 (В. Невский)

Апокопа - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

 Вдруг слышу крик и конский топ...
 Подъехали к крылечку.
 Я поскорее дверью хлоп
 И спрятался за печку.
 (А. Пушкин)

Архаизм – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
 На мутном небе мгла носилась…
 (А. Пушкин)

Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе:

 Отколе, умная, идёшь ты, голова?
 (И Крылов)

 Здесь речь идёт об осле.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - IV


Бессоюзие (асиндетон) – стилистическая фигура: предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Придаёт речи динамичность и насыщенность. Бессоюзию противоположно многосоюзие, которое применяется гораздо чаще.

 Швед, русский колет, рубит, режет,
 Бой барабанный, клики, скрежет…
 (А. Пушкин)

Многосоюзие (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.

 Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
 Когда б не зной да пыль, да комары, да мухи.
 (А. Пушкин)

 Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина:

 Бой барабанный, крики, скрежет,
 Гром пушек, топот, ржанье, стон,
 И смерть, и ад со всех сторон.

 Последний стих звучит как обобщение предыдущих.


Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

 Не жалею, не зову, не плачу.
 Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
 Увяданья золотом охваченный,
 Я не буду больше молодым.
 (С. Есенин)

Восходящая градация:

 Пришёл, увидел, победил
 (Юлий Цезарь)

Нисходящая градация (антиклимакс):

 Все грани чувств, все грани правды стёрты
 В мирах, в годах, в часах.
 (А. Белый)

 Присягаю лениградским ранам,
 Первым разорённым очагам:
 Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
 Ни крупицы не прощу врагам.
 (Ольга Берггольц)


Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте. Так, у Маяковского в фразе:
 «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб...» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.

Инвектива – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М. Лермонтов).

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке. «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А. Пушкин). «Досадно было, боя ждали» (М.Лермонтов). «Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев

Инверсия ритмическая – в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы (или краты). В результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается:

 Зашумело Гуляй-поле
 От страшного пляса,
 Ходит гоголем на воле
 Скакун Апанаса.
 (Э. Багрицкий)

Инверсия синтаксическая – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке:

 Арагвы светлой он счастливо
 Достиг зелёных берегов…
 (М. Лермонтов)

Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

 Слуга влиятельных господ,
 С какой отвагой благородной
 Громите речью вы свободной
 Всех тех, кому зажали рот.
 (Ф. Тютчев)

Сарказм - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование.

 Полу-милорд, полу-купец,
 Полу-мудрец, полу-невежда,
 Полуподлец, но есть надежда,
 Что станет полным, наконец.
 (А. Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова))

Оксюморон (оксиморон) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, в результате чего возникает новое смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского; словосочетания: гигантский карлик, "жар холодных числ" (А. Блок) и т.д. Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:

 Кому сказать мне, с кем мне поделиться
 Той грустной радостью, что я остался жив.
 (С. Есенин)

Катахреза - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксюморону.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - V


Остранение - в литературном произведении описание знакомого автору явления, как впервые увиденного с необычной позиции (например, с высоты птичьего полёта, или с точки зрения ребёнка, или как их видит герой, будучи в определённом психическом состоянии). «Приём остранения у Л.Толстого состоит в том, что он не называет вещь её именем, а описывает её как в первый раз виденную" (В. Шкловский).

 Две капли брызнули в стекло,
 От лип душистых мёдом тянет.
 И что-то к саду подошло,
 По свежим листьям барабанит.
 (А. Фет )

Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, байкодром Космодур, в траве кузнел сидечик…)

Параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

 В синем море волны плещут.
 В синем небе звезды блещут.
 (А. Пушкин)

Образный параллелизм - такой вид олицетворения, когда сначала отражаются отношения в природе, а потом отношения между людьми:

 Не свивайся, не свивайся, трава с повиликой,
 Не свыкайся, не свыкайся, молодец с девицей.

Хиазм - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», «в жаркое лето, в зиму метельную». Или когда не зарифмованная строка используется среди рифмованных в особой форме построения строфы, где рифмуются только чётные строки или только нечётные.

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». П. Антокольский).

 Ша-
 Гай
 Круче!
 Целься
 Луч-
 Ше.
 (В. Маяковский)

Перенос - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

 Выходит Пётр. Его глаза
 Сияют. Лик его ужасен.
 Движенья быстры. Он прекрасен,
 Он весь, как божия гроза.
 (А. Пушкин)

Плеоназм – стилистический оборот речи (иногда нежелательный, случайный), содержащий однозначные и как бы излишние слова или выражения: тёмный мрак; густая шевелюра волос; я плачу, я проливаю слёзы (тавтология); во саду ли, в огороде (параплерма). «У А.Блока в стихотворении «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь!) есть скрытый плеоназм: имя «Сольвейг» взято из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», и по-норвежски оно значит именно «солнечный путь», «солнечный след» (С.А.Небольсин).

Прозаизм – слова или речевые обороты характерные для обыденной речи, вставленный в поэтическое произведение:

 Он подал руку ей. Печально,
 Как говорится, машинально…
 … Таков мой организм.
 (Извольте мне простить невольный прозаизм).
 (А. Пушкин)

Реминисценция – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, приёма, мотива и т.п.
 "Прощай, свободная стихия" (А. Пушкин); "Прощай, немытая Россия" (М. Лермонтов).

Солецизм - неправильный языковой оборот, тем не менее, не нарушающий смысла высказывания. Может использоваться для создания стилистического эффекта («Сколько время?»).

Силлепс – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А. Крылов). Часто используется в комических целях («За окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
 Собирательные существительные единственного числа согласуются с множественным числом глагола, так как включают в себя представление о множественности:

 Что делают меж тем герои наши?
 Стоят у Кром, где кучка казаков
 Смеются им из-за гнилой ограды.
 (А. Пушкин)

Умолчание – стилистическая фигура; связана с явлением подтекста, особой художественной недосказанности.

 Имеет несколько значений.

 1) Недоговорённость фраз, стилистический приём, отражающий высокую напряжённость речи, когда читатель сам должен догадаться, что именно осталось невысказанным.

 2) Композиционный приём, когда писатель, как бы интригуя своих читателей, какое-то время держит их в неведении об истинной сути изображаемых событий.

 Но слушай: если я должна
 Тебе… Кинжалом я владею,
 Я близ Кавказа рождена.
 (А. Пушкин)

Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа.

 Они глумятся над тобою,
 Они, о родина, корят
 Тебя твоею простотою
 Убогим видом чёрных хат.

 Так сын, спокойный и нахальный,
 Стыдится матери своей –
 Усталой, робкой и печальной
 Средь городских его друзей.

 Глядит с улыбкой состраданья
 На ту, что сотни вёрст брела
 И для него, ко дню свиданья
 Последний грошик сберегла.
 (И. Бунин)

Утрировка – изображение в преувеличенном виде черты характера или манеры какого-либо лица.

 Эвфемизм – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и «не сочиняйте» вместо, «не врите»).

Эллипсис (эллипс) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

 День в тёмную ночь влюблён,
 В зиму весна влюблена,
 Жизнь – в смерть…
 А ты?... Ты в меня!
 (Г. Гейне)

Эмфаза - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. («я это вам говорю»).

Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…). При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол («мороз–воевода», «бродяга-ветер», «гордо реет Буревестник»).

 Я помню чудное мгновенье!
 Передо мной явилась ты,
 Как мимолётное виденье,
 Как гений чистой красоты.
 (А. Пушкин)

ФОНИКА И МЕЛОДИКА

 I. Фоника - раздел стиховедения, изучающий сочетания звуков в стихе, звукопись, музыкальность стиха. Сюда же некоторые относят учение о стиховой рифмике. Но более обычным и чётким является изучение сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивные функции в организации стиха.

 Наиболее употребимые приемы:

Ассонанс – повтор в пределах стиха (строчки) одинаковых гласных звуков.

 О весна без конца и без краю -
 Без конца и без краю мечта!
 (А. Блок)

Аллитерация – повтор одинаковых согласных звуков в пределах стиха (строчки), придающее стиху особую интонационную выразительность.

 Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
 Величавый возглас волн.
 Близко буря. В берег бьется
 Чуждый чарам черный челн…
 (К. Бальмонт)

Поэтическая этимология – повтор в пределах стиха близких по звучанию слов, как правило, однокоренных:

 А зало-то золотом залито
 (Э. Багрицкий.)

 II Мелодика - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.

 В основном мелодика стиха связывается с интонацией.

Интонация - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр и громкость.
 Она бывает:

 1) Одическая - намеренно торжественная, с декламационным произнесением.

 2) Напевная – фраза укладывается в пределах одной строки. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

 3) Говорная –имеем дело с так называемым стиховым переносом.

 Зачем – стрела – я не сгорел на лоне
 Пожарища? Зачем свой полукруг
 Не завершил? Зачем я на ладони
 Жизнь, как стрижа, держу?

Взято здесь:
http://forum.rcmir.com/topic1939443_10
« Последнее редактирование: Февраль 15, 2016, 23:51:31 от Владислав » Записан

В своих стихах для Вас, кумир мой, мир обнажённый отражаю.
А Ваш ответ в offline вымер, пропасть навеки угрожая...
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC