Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: СТИХОТВОРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ  (Прочитано 3890 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Анатолий Михайлович Голубев
Мне сегодня хочется под солнышком ворочаться.
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 136
Стихотворений: 772
Всего сообщений: 6072



« Ответ #3 Тема: Июль 01, 2013, 21:28:36 »

Охренеть!!! Неужели ты все это знаешь!? Я думал . что стих - это просто! Не надо ничего выдумывать, сочинять. Надо просто попытаться услышать душу... Не важно Кого или Чего!!! Душу цветка например. Душу другого человека, душу грозы, неба, любви, греха ,животного, мира....Они сами расскажут . У каждого своя музыка , язык...У меня пока не совсем получается. Моё Я мешает и не дает мне это разнообразие слышать. Получаются шаблоны, одни и те же слова, музыка...Когда ты слушаешь чью-то музыку души, тебя не должно быть..., а Я есть! Это меня и убивает.
  Главное - всю эту хрень вовремя забывать. Но почитать, если есть возможность - обязательно нужно - а то в поэты не примут. Это как устав партии, например, или инструкцию по пользованию чем либо... Или методом тыка.  Чтобы понять электричество надо сунуть пальцы в розетку... А то, что Сергей ты имеешься в наличии, т.е. есть - это здорово. Но жизнь действительно медленно убивает.
Записан

Мысль , рождённая разумом, вечно несёт свою энергию через пространство и время. (АМГ)
Сергей Сошин
Долгожитель форума
****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 32
Всего сообщений: 507


« Ответ #2 Тема: Январь 26, 2013, 20:14:15 »

Охренеть!!! Неужели ты все это знаешь!? Я думал . что стих - это просто! Не надо ничего выдумывать, сочинять. Надо просто попытаться услышать душу... Не важно Кого или Чего!!! Душу цветка например. Душу другого человека, душу грозы, неба, любви, греха ,животного, мира....Они сами расскажут . У каждого своя музыка , язык...У меня пока не совсем получается. Моё Я мешает и не дает мне это разнообразие слышать. Получаются шаблоны, одни и те же слова, музыка...Когда ты слушаешь чью-то музыку души, тебя не должно быть..., а Я есть! Это меня и убивает.
Записан

Грикс Владимир Викторович
"В бутылку сложно, но можно" Абрагам
Долгожитель форума
****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 73
Стихотворений: 1324
Всего сообщений: 611

Ташкент. Хельсинки, Питтсбург.


« Ответ #1 Тема: Апрель 12, 2012, 11:26:40 »

Как своевременно! Спасибо! Сажусь за первую парту! В первый класс!  Хоть пиши "Этюды Черни", личные...
Smiley
Записан
MARINA
Модератор форума
Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений критики: 89
Стихотворений: 303
Всего сообщений: 3993



« Тема: Апрель 11, 2012, 20:56:32 »

Акцентный стих, или ударник -
 форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.

 Аллитерационный стих -
 преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов.

 Аллитерация -
 повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.

 Амфибрахий –
 (греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный.

 Анаколуф –
 синтаксическая несогласованность членов предложения.

 Анакруза –
 безударные слоги в начале стиха до первого ударения.

 Анапест –
 (от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.

 Анафора –
 (греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."

 Антитеза –
 (от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")

 Аритмия –
 нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.

 Ассонанс –
 (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.

 Астрофичность –
 свободное расположение рифмованных метрических стихов.

 Белый стих –
 нерифмованный метрический стих.

 Буколика –
 общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.

 Былинный стих –
 тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:
 • фразовик - дисметрический интонационно-фразовый свободный стих;
 • тактовик - метризованный интонационно-тактовый стих;
 • акцентный стих - чаще всего трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.
 Венок сонетов –
 поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

 Верлибр –
 (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока)

 Вирши –
 первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой.

 Внутренняя рифма –
 созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.

 Вольный стих –
 обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.

 Гекзаметр –
 стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.

 Дактиль –
 (греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)

 Двустишье –
 простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.

 Девяти-десятистишье (децима) –
 виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.

 Дипиррихий –
 двойной пиррихий.

 Диссонанс –
 неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.

 Дифирамб –
 1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде.
 2. Преувеличенная похвала.

 Долгий слог –
 в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море.

 Доля, или такт –
 сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

 Дольник –
 русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.

 Звукопись –
 фонетическая инструментовка стиха.

 Идиллия –
 1. В античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.
 2. ироническое - мирное беззаботное существование.

 Инверсия ритмическая –
 несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.

 Инверсия синтаксическая –
 неправильный порядок расположения членов предложения.

 Интонация поэтическая –
 средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

 Катрен –
 четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.

 Клаузула –
 (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
 • мужская - огневой
 • женская - огневою
 • дактилическая - огневеющей
 • гипердактилическая - огневеющею
 Кольцо –
 звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

 Константный ритм –
 ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.

 Краткий слог –
 слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.

 Лимерики –
 особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).

 Магистрал –
 заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

 Метр –
 1. В античном понимании - длительность звучания стопы;
 2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях.

 Метрика –
 1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения;
 2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

 Многосоюзие –
 избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.
 Противоположная фигура - бессоюзие.

 Монорим –
 стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.

 Напевный стих –
 один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

 Народный стих –
 тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

 Одиннадцатисложник –
 силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.

 Октава –
 восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.

 Опорный согласный –
 согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.

 Параллелизм –
 в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

 Парцелляция –
 интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.")

 Пастораль –
 жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.

 Пауза –
 перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура.

 Пентаметр –
 в античном стихосложении пятистопный дактиль оригинальной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха.

 Перенос –
 несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.

 Пиррихий –
 стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.

 Поэзия –
 1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
 2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

 Поэтика –
 наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их.

 Поэтическая этимология –
 двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.

 Проклитика –
 перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.

 Раешный стих –
 дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.

 Рефрен –
 повторение стиха или группы стихов в конце строфы.

 Ритм –
 периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.

 Ритмика –
 1.Отдел стиховедения, смежный с метрикой, изучающей законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты;
 2. Cистема ритмических вариаций стихов того или иного поэта, эпохи, культуры.

 Ритмическая проза –
 фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.

 Рифма –
 (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
 • бедная рифма - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков
 • богатая рифма- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному; бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся
 • каламбурная рифма - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта
 • конечная рифма - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов
 • начальная рифма - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха
 • неравносложная рифма- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему
 • омонимическая рифма- рифма, составленная из омонимов
 • опоясывающая рифма- или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а – опоясывающая
 • перекрестная рифма- система рифмовки авав
 • составная рифма - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов
 • тавтологическая рифма - повтор слова в конце стихов
 • усеченная рифма - рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов
 Рубаи –
 четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.

 Сицилиана –
 восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.

 Словораздел –
 граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.

 Слог –
 единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.

 Сонет –
 четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.

 Спондей –
 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
 2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов.

 Стих –
 ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.

 Стиховедение –
 отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.

 Стихосложение –
 искусство ритмической организации художественной речи.
 • метрическое стихосложение- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания; употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
 • силлабическое стихосложение- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники
 • силлабо-тоническое стихосложение- слого-ударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов
 • тоническое стихосложение - основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное; преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением
 Стопа –
 единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.

 Строфа –
 группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
 • королевская строфа - семистишье, система рифмовки АББААВВ
 • одическая строфа- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД
 • спенсерова строфа - девятистишье, представляющее собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха
 • онегинская строфа- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
 Строфика –
 раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.

 Стык –
 звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.

 Тактовик –
 тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.

 Терцет –
 трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д.

 Терцина –
 трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.

 Трибрахий –
 1)античная стопа из трех коротких слогов;
 2) в силлабо-тонике ослабленная стопа (безударная) в трехсложных размерах.

 Тринадцатисложник –
 силлабо-тонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.

 Триолет –
 восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.

 Ударник –
 акцентный стих.

 Фигурные стихи –
 стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.

 Фоника –
 1) звуковая организация речи;
 2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

 Хиазм –
 синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.

 Хокку (хайку) –
 нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5.

 Холостой стих –
 нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.

 Хорей –
 (о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.

 Цезура –
 словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.

 Четверостишье –
 строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.

 Эллипсис –
 1) пропуск подразумеваемого слова;
 2) замена сказуемого междометием.

 Энклитика –
 перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.

 Эпифора –
 повторение слов или словосочетаний в конце стихов.

 Эхо-рифма –
 парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.

 Ямб –
 (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в.), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в.).

*********************************************Николай Катаев********************************************                                     
Записан

В своих стихах для Вас, кумир мой, мир обнажённый отражаю.
А Ваш ответ в offline вымер, пропасть навеки угрожая...
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC