Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Геометрия поэзии  (Прочитано 2829 раз) 3 благодарят за тему
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
The Raven
Опытный Новичок
**
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 0
Стихотворений: 13
Всего сообщений: 178


Nevermore!!!


« Ответ #1 Тема: Апрель 20, 2012, 10:42:57 »

После таких проверок гармонии геометрией, главное ненароком не отравить Моцарта  Grin Grin Grin
А если серьезно - я не знал этого, спасибо за статью, наивкуснейшая пища для размышлений!
Записан

Найдется ли кто-нибудь
с тем же ритмом
пустеющего
из минуты в минуту сердца?
mik

Коренной форумчанин
*****
Offline Offline

Уровень: 0

Пол: Мужской
Сообщений критики: 20
Стихотворений: 134
Всего сообщений: 1066


« Тема: Январь 15, 2012, 21:32:45 »

Написали стихотворение? Будьте уверены, что множество людей, читая его, поймут вовсе не то, что вы в него закладывали. Отчего так происходит, изучало огромное количество учёных при помощи научного аппарата различных наук. Философы, логики, семасиологи, лингвисты, культурологи…
Раскрывать суть их исследований – дело неприподъёмное, т.к. займёт не один том, да и разговор там не закончен.  А мне нужна из всего массива информации конкретная его часть.
Итак.
Речь служит для передачи информации (коммуникативная функция – её основное предназначение). Канал выглядит привычно: автор – текст – читатель (отправитель – сообщение – получатель).
Рассмотрим текст.
Существует объективная реальность (вещи, явления, процессы, события), которую мы ощущаем и обрабатываем в сознании. В результате в нашем мозге образуются «феномены» объективной реальности. Это как бы  «фотографии» реальных вещей, событий.
Слово по своей сути – тоже «фотография» предмета, события. Только максимально обобщённая, абстрактная,  выделяющая в нём исключительно родовой признак.
Будьте уверены, что, читая одно и то же слово, каждый из нас представит его по-своему, «выдернув» из памяти каждый свою «фотографию». Одно из названий этого явления - коннотация, т.е. ассоциативное значение слова, индивидуальное у каждого человека. Это происходит из-за того, что у каждого свой личный опыт (настроение, знания, пол, возраст, и пр.), и особенности органов чувств и мозга, и слово вызывает у каждого индивидуальные ассоциации.
Придумано исключительно удобное и наглядное понятие «семантический треугольник».  Выглядит он так:
 


мысленный образ
(коннотат, смысл) (ну или та самая «фотография» предмета в мозгу)
                       <     >
                  /                 \
                /                    \
              /                       \
            /                          \
          /                             \
Предмет --------------- Слово
(денотат)

Где всё на самом деле просто:
1)   Предмет (событие) – данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт". 2) Коннотат – возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл". 3) Принятое в человеческом обществе наименование объекта — слово (лексема).

На самом деле из-за того, что восприятие (коннотация) у нас разная, треугольник не совсем треугольник. Область вершины «Образ» (смысл) сильно размыта в некое пятно, которое мне удобно называть смысловым пятном. Но красота, наглядность и суть от этого мало страдают. Некоторые авторы даже преобразуют треугольник в квадрат. Но, как мне кажется, они здесь несколько погорячились.  Тут ведь важно и достаточно не забыть, что:
         поиск смысла слова – это преобразование значений, выделение из числа всех связей, стоящих за словом, той системы связей, которая актуальна в данный момент. Иными словами, не вырывать слово из контекста, а рассматривать его только в совокупности  данного текста и выявлять и брать в расчёт подходящие тексту смыслы. Искусство автора – не употреблять слов, смысловое пятно или контекст которых (из-за неочевидности или распространённости именно другого смыслового применения) случайно могут сильно и в худшую (смешную) сторону исказить замысел текста. (Голубой – ныне, увы, не только цвет Grin). Ключевое здесь – «случайно». Намеренное одновременное использование нескольких смыслов слова, как правило, украшает стихотворение.
И вот почему.
Представим текст (стихотворение) в виде множества семантических треугольников-знаков, наложенных («вложенных») один на другой.
 
 
Ну, теперь всё просто? Неужели не узнаёте в этой картинке скелет стихотворения, которое написали на днях? Wink

А вот и несколько найденных мной неожиданных следствий из всего этого:

В зависимости от того, какой из углов считать «ведущим» (ради чего писано стихотворение), отличаются направления поэзии.
Если Слова => авангардизм, отрицающий «банальность» речи (необходимость подчиняться правилам, дабы быть понятным читателю), коммуникативную составляющую речи. Здесь текст ради текста, а не для передачи информации. Знак ради знака, звук ради звука.
Если Идея (описываемое событие)  => описательный текст, старающийся максимально точно и доступно читателю рассказать историю (идею, сюжет). Повествовательная поэзия. Крайнее проявление – не поэзия, а рифмованный кулинарный рецепт.
Если Образ (Смысл, образ Ситуации, сложившийся и творчески преобразованный в сознании автора) => «духовная» поэзия, поэзия о переживаниях автора. Эмоция ради эмоции, не связанная с объективной реальностью. Крайнее проявление -  сюрреализм.
 
Таким образом, классическая поэзия в геометрической трактовке поэзии прекрасно видна – это близкий к равностороннему семантический треугольник с Образом во главе.
В ней все грани сбалансированы и углы не выпячены явно в ущерб другим. Классика – это гармония и равновесие, господа. Даже здесь, в «геометрической части» поэзии, классику мне было легко найти по «красоте» и по признаку «золотого сечения».
А теперь… кому что из всего этого геометрического разнообразия нравится. Не так ли, друзья?

Ещё одно немаловажное следствие.
Помните о канале автор-текст-читатель и коммуникативной функции речи?
В целях выполнения максимальной точности передачи «душевных порывов» и «сокровенных идей»  Grin (а если без шуток, то – в целях точной передачи идеи и эмоций для получения читателем эстетического наслаждения от прочтения стихотворения):
задача читателя – выделить из числа всех связей, стоящих за Словом (применёнными в тексте словами), той системы связей, которая актуальна в данный момент. Иными словами (см. выше) – найти смысл слова, заложенный автором. Задача автора – упростить выполнение задачи читателю.
В результате этих совместных усилий смысловые пятна в вершине семантического треугольника «Смысл» (Образ) у автора и читателя объединятся в почти одно. И вот оно счастье – мы, наконец, почти поняли друг друга!
А иначе – зачем всё? Wink
2012 г.



« Последнее редактирование: Январь 15, 2012, 21:37:02 от mik » Записан

Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC